Свою судьбу с Улан-Удэ связали четверо жителей блокадного Ленинграда: Нина Ивановна Черноярова, Зинаида Ивановна Мызина, Константин Александрович Цветков, Нина Трифоновна Мусорина. Им довелось пережить страшные дни фашистской блокады. Показать ещё
Сегодня, 27 января, День полного освобождения Ленинграда, важная дата в истории нашей страны.
Игорь Шутенков навестил Нину Ивановну Черноярову, которая родилась в Ленинграде перед самой войной.
- С глубокой благодарностью поздравляю наших ветеранов с 79-й годовщиной полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады! Желаю крепкого здоровья, благополучия, тепла и заботы близких, - написал мэр Улан-Удэ в своих социальных сетях.
Во время блокады в 1941 г. детский дом, где находилась Нина Ивановна вывезли по Ладоге в Краснодарский край, в ст. Удобная. Дети были истощены. Нина Ивановна помнит, как их откармливали арбузами. После окончания войны вернулась домой в Ленинград. Окончив школу, уехала сюда, в Сибирь.
Помнит блокадные дни Зинаида Ивановна Мызина. Ее отец был кадровым военным. Когда началась война, все женщины своих малолетних детей отдавали в детский дом, а сами работали на оборонительных рубежах в Ленинграде. Когда эшелон с детьми вывозили из Ленинграда, немцы разбомбили поезд и маме Зинаиды Ивановны сказали, что все дети погибли. Но вагон, где находилась маленькая Зина уцелел. Мама нашла ее в 1944 г. после снятия блокады.
- Я не ходила, не говорила и когда меня мама хотела забрать, ей сказали не берите, потому что ребенок все равно умрет от голода. Но мама сказала - умрет, так умрет, но среди родных. И вот она меня забрала, и они меня выходили, - вспоминает сейчас Зинаида Ивановна.
В 1963 г. она окончила в Ленинграде киноинженерный институт, вышла замуж. Муж был военным, поэтому она оказалась в Бурятии.
Константина Александровича Цветкова в 1943 г. по «Дороге жизни» через Ладогу эвакуировали вместе с детским домом, где он воспитывался со старшей сестрой. Мама умерла от голода, отец погиб, старший брат был на фронте, воевал с бандеровцами, погиб на Украине. Затем детей привезли в Нижний Новгород. В Бурятию приехал после окончания вуза, работал в Улан-Удэ в пединституте, директором спортивной школы.
В семье Нины Трифоновны Мусориной было пять детей, она самая младшая. Отец и четверо детей умерли во время блокады Ленинграда от голода. В живых остались Нина Трифоновна и мама, которая рыла окопы и получала за это продуктовые карточки, которые помогли им выживать.
Судьба привела ее в Бурятию, после окончания технологического техникума работала в Хонхолойской школе учителем обслуживающего труда. Сейчас живет в Улан-Удэ с внуками и правнуками.